Школа № 14


Истоки средней школы № 14 восходят к Андреевской школе, основанной в 1885 году. Традиции, заложенные в прошлом, развиваются сегодня в современной школе.

В связи с государственными изменениями в народном образовании в советский период, выходом в свет положения "О единой трудовой школе" в Тобольске началась реорганизация учебных заведений. С 1920-21 учебного года Андреевское училище переименовывается в "14-ю советскую школу I ступени".

Трудно происходил процесс в первые годы, но школа, выполняя все требования, двигалась по пути нового образования. Уже через два года имелись определённые успехи, о чём свидетельствовал заключительный отзыв по обследованию школы тов. Кусенко инспектора Тобольского Окружного Отдела Народного образования: "Школа как она есть, в своей работе имеет достижения, достаточно жизненна. Может служить примером попытки рациональной постановки работы, борьбы за своё существование и рост, несмотря на тяжёлые материальные условия, затруднения".

С 5 марта 1924 г школа носила название "Школа имени Ф.Э. Дзержинского I ступени". В октябре 1924 г при школе создан Форпост юных пионеров, руководила которым Клавдия Швабе-Артемьева. Он послужил началом деятельности политических детских организаций в школе.

Школа постепенно развёртывалась в семилетку. В 1925 - 26 учебном году делала первый выпуск и принимала детей в старшие группы из других школ. Росло число учащихся: с 330 человек в 1924г до 433 человек в 1934г. В школе обучались дети  служащих рабочих, крестьян, ремесленников, домохозяев. Разнородным был и национальный состав: русские, евреи, татары, поляки.

Учебным занятиям отводился максимум времени (92%). Система приобретения знаний во всех группах - комплексная, преобладающий метод работы - звеньевой. В плане борьбы за качество знаний и сознательную дисциплину проводились "академические" бои по предметам между группами, а со школой Коминтерна (№13) был заключён договор об "академическом" соревновании по отдельным предметам.

Внеурочная деятельность учащихся была разнообразна. Проводились собрания, пионерские сборы. Комсомольская ячейка работала с пионерами, велись занятия в различных кружках (политическом, драматическом, литературном, переплётном, спортивном, музыкальном, естественно-географическом, "Юный физик", "Юный математик" и др.). Руководили ими учителя и более подготовленные старшеклассники. Школа не замыкалась в себе: были организованы взаимопосещения праздников с другими школами (имени Рыкова, Зиновьева), совместные клубные дни. Широко  развернулось краеведческое движение: проводилось изучение своего края, природы, населения, быта, рода занятий, было сделано описание Тобольского округа и послано в одну из уральских школ.

Хорошо была поставлена организация  самоуправления учащихся, которой руководил Совет школы.  Исполнительным органом являлся старостат, включавший школьные комиссии: учётно-учебную, санитарную, развлекательную, библиотечную, хозяйственную. Редколлегия отражала текущую работу в общешкольной газете и в журнале "Красная звёздочка".

Авангардом детского коллектива был Форпост юных пионеров.Учащиеся школы в качестве культурного шефства проводили праздники, концерты, ставили спектакли в д. Серебрянка. Широко распространено было шефство старших над младшими, над  детским садом "Красный Октябрь". Старшими детьми проводились беседы с населением, для ликвидации безграмотности было выделено 14 культармейцев.

Особое внимание уделялось вопросам защиты страны. С этой целью проводись декады обороны, велось военное дело с 5 по 7 группы, работал кружок "Ворошиловский стрелок", сдавали нормы ГТО, ГСО.

В 30-е годы школа берёт курс на политехнизацию: вводится производственная практика в 5 - 7 группах, работают пошивочные мастерские. Технические кружки способствовали развитию  творчества, конструирования, изобретательства. Но обеспечить в полном объёме программу в этом направлении собственными силами школа не могла, т.к. материальная база по труду составляла лишь 50%. К этому времени в школе утвердился сельско-хозяйственный уклон: производственную практику проходили на станции "Сеноцентр" 2 раза в 5-дневку по 3 часа в день.

Особенно славилась школа постановкой трудового воспитания, начало которому было положено И.Г. Сумневичем (Андреевское училище):  большое учебно-опытное хозяйство, детский кооператив, созданный в 1925 г, в 30-е годы получили ещё большее развитие. Школа Дзержинского стала  школой-колхозом: все учащиеся работали бригадами по огородничеству, в тепличном хозяйстве, в саду; ухаживали за кроликами, пчёлами, приучаясь к коллективному труду, хозрасчёту, бережному обращению с имуществом. В это же время набирает темпы юннатское движение в школе.

Не обошла школу стороной чёрная  полоса политических репрессий, развернувшихся в стране в эти годы. Незаконно пострадали завуч Богословский Н.Н. и учитель Мельников А.И. Они были осуждены тройкой УНКВД 10 сентября, а 14 октября 1937 года расстреляны в Тобольске. Реабилитированы в 1956 г. и 1989 г.

Тяжелые испытания выпали на школу и её воспитанников в годы войны. Сложнейшие условия ещё более усугубились. Школа  оставалась  в  разрозненных деревянных перегруженных помещениях с печным отоплением, требующих постоянного ремонта.

Пришлось перестраивать учебный процесс применительно к условиям военного времени. На особом контроле - всеобуч, материальная помощь нуждающимся детям, меры по предупреждению беспризорности.

На 1 декабря 1941 года в школе обучалось детей детского дома - 103, красноармейцев - 163, эвакуированных - 13. В 1942 году число учащихся увеличилось до 530.

В этот период государством были введены правила для учащихся, цифровая 5-балльная система оценки успеваемости и поведения, обязательная сдача экзаменов.

Требования к учебному процессу не снижались, была организована взаимопомощь, дополнительные занятия, индивидуальная помощь учащимся, в связи с чем перестроен и режим дня.

Напряжённые будни чередовали с отдыхом: занятия в кружках художественной самодеятельности, спортивные соревнования; работала летняя площадка.

Неоценимо выручило школу её хозяйство, обеспечившее детей питанием. На доходы от него содержалась школа и оказывалась материальная помощь.

На фронтах Великой Отечественной войны проявили героизм и мужество выпускники прежних лет: Токарев А.К., Унжаков В.И., Слямзин В.Г., Сокерин А.Д., Евсеев И.Ф., Олизарович В.С., Антипина А.П. Многие воспитанники погибли: Башухтин Г.Л., Корепанов Л.Н., Власов Н.К., Ганихин Паша, Форносов Саша.  Школа свято хранит Память о них.

Переход от военной к мирной жизни был очень сложным процессом: морально-психологические травмы, материальные лишения. Но жизнь школы продолжалась.

Вернулись в школу мужчины. Среди них директора: Колмаков А.С., Мишуков С.А., Евсеев И.Ф., Шанаурин Л.Г., Жигарев А.А.

В 1945 году на базе большого хозрасчётного хозяйства школы была создана городская станция юных натуралистов. Учащиеся школы увлечённо занимались опытнической работой, селекцией, организовывали ботанические кружки, живые уголки. Овощи, выращенные школьниками экспонировались на выставках. Ребята обменивались опытом работы на городских, областных слётах, ездили в Москву на ВДНХ. Руководством работы занимались учителя биологии Куприна Т.И., Бухалова Л.Н., Кокорина А.А., Ионина В.Г.

С 50-х годов школа, перестраивая свою деятельность, шла по пути укрепления тесной связи её с жизнью.

В 1960 году школа реорганизована в восьмилетнюю, причём это была первая в городе школа такого типа. В 1964 - 65 учебном году обучалось 988 человек. Начали работать группы продлённого дня. В 1969 году школа сделала самый большой выпуск - 122 человека.

В это время школа решала такие задачи, как обеспечение всеобуча, борьба за каждого ученика, за глубокие и прочные знания. С целью развития познавательного интереса к учению расширилась сеть предметных обществ, клубов, кружков. Оборудована географическая площадка (учитель Слинкин А.И.). Учащиеся успешно выступали на предметных олимпиадах, наиболее подготовленные пополняли  школу №1.

Укреплялась база трудового обучения. Опытный мастер-учитель Черепанов В.В. оборудовал мастерские, развивал технические навыки  учащихся.

Осуществлялась связь обучения с общественно-полезным трудом: озеленение и благоустройство города, уход за историческими памятниками, сбор металлолома и макулатуры,  ягод и лекарственных трав, за что школа в числе лучших награждалась премиями горсовета, облисполкома, Всероссийской премией и неоднократно  переходящим Красным знаменем.

Спортзал школы имел необходимое первичное оборудование, а зимой заливался каток. Учителя Ревнивых А.Г., Погадаев И.В., Донгаев И.В. развернули большую спортивно-массовую работу. За успехи в соревнованиях школа имела кубки, призы, дипломы I степени, грамоты. Появились спортсмены-разрядники, чемпионы города по лыжам, гимнастике, баскетболу. Три года школа удерживала  первенство в городской комбинированной эстафете, в зимней спартакиаде. Учебный год заканчивался всеобщим праздником - Днём Здоровья.

В 1967 году в школе была открыта комната боевой славы, расширившая сферу патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях прошлых поколений.

В системе проводилась работа по формированию нравственных качеств личности, культуры поведения и общения. Отчётные концерты художественной самодеятельности являлись смотром эстетического воспитания. Школа занимала призовые места среди восьмилетних школ города.

Педагогический коллектив отличался сильной методической основой,  атмосферой дружелюбия и взаимопонимания. Завучи школы Фоминых А.И., Вагина Н.А. и учителя Кагал Р.Т., Новопашина В.А., Новикова В.И., Шумилова А.Я., Бронникова Е.П., Дангаева Т.И., Мамеева З.М., Поступинская К.С за свой благородный труд награждены знаком "Отличник народного просвещения".

В 1966 году решился, наконец, вопрос о строительстве нового кирпичного трёхэтажного здания школы. Руководил строительством вновь назначенный, опытный директор В.П. Ревнивых. В декабре 1970 г здание сдано в эксплуатацию.

1 сентября 1971 года началась эра средней общеобразовательной школы №14. Школа принимала учащихся в 9-е классы из школы №10, в то время уже самостоятельной (директор Фоминых А.И.), развивая прежние традиции и утверждая новые.

Установились прочные связи с базовыми предприятиями. Крепла учебно-материальная база. Школа перешла на кабинетную систему обучения. Кабинеты постоянно пополнялись техническими средствами обучения, дидактическими материалами. 

Производственное обучение старшеклассников осуществлялось на предприятиях города: РМЗ (юноши), швейная фабрика, Тоболторг (девушки). выпускники получали квалификационные удостоверения по специальности.

Престиж среднего образования в школе год от года рос. К 1988 году число учащихся достигло 1312 человек, только выпускных классов было 5. Работали факультативы, в которых занималось 457 учащихся. Появились первые участники городских, зональных, областных олимпиад, первые медалисты.

На качественно новый научный уровень вышла педагогическая деятельность. Апробирование идей оптимизации, интенсификации, дифференциации на основе диагностики, сотрудничество с педагогическим училищем, ТГПИ им. Д.И. Менделеева вывели школу на эксперимент. В школе развивались инновационные процессы обучения.

В реализацию программных технологий включился коллектив I ступени школы №10, которая с 1982 года стала филиалом школы №14.

Микрорайон школы оставался большим, сложным, что заставило школу работать в условиях "Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне".

В связи с этим был создан совет общественности микрорайона, проводились праздники советской семьи, клубы выходного дня, дни правовых знаний, дни открытых дверей для родителей.

Особое место в жизни школы занимало военно-патриотическое воспитание. Мероприятия в этом направлении были разнообразными: смотры строя и песни, парады октябрятских групп, конкурсы армейских отрядов и взводов, военно-спортивные игры "Зарница" и "Орлёнок", военизированные эстафеты старшеклассников, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны., акции "Поиск", "Зажги свечу", "Летопись Великой Отечественной войны", походы по местам боевой и трудовой славы, туристко-краеведческая, экспедиционная деятельность.

Летом дети были охвачены оздоровительной работой: пионерские лагеря "Буратино" и "Колокольчик", принимавшие до 300 человек, путешествия по родному краю - 25 отрядов. Старшеклассники совершали походы на Урал, по городам России. Незабываем и сейчас велопробег "Тобольск - Новороссийск - Тобольск" (руководитель Козлов А.К.). Отдых совмещали с общественно-полезным трудом: уход за цветниками, которые были лучшими в городе, работа на станции юных натуралистов. Старшеклассники организовали трудовой отряд "Романтик", который принимал участие в выполнении производственных планов на предприятиях города, в ремонте и благоустройстве школы.

В 1994 году школа сменила свой адрес, переехав в микрорайон Южный. Были созданы условия, о которых ранее только мечтали: одна смена, два спортивных зала, уютная библиотека, уникальный Зимний сад, что позволило определить приоритетным направлением экологизацию образовательного процесса и создание комплекса Школа – Досуговый центр.

В 1996 году открыта единственная в области филармония (рук. В.Ф. Маленьких, Г.К. Муратова), задача которой –  заинтересовать юных слушателей живой классической музыкой, познакомить их с творчеством лучших композиторов.

В 1997 году усилиями директора школы Чекановой М.В. распахнул свои двери Музей истории школы, который с тех пор неоднократно становился победителем городских смотров музеев.

Славится школа своими выпускниками. За 31 год из стен школы вышло 2262 учащихся. Среди них замечательные люди, известные городу и области: поэт, ветеран Великой Отечественной войны Александр Сокерин, журналист ТРВК Ольга Куричка, погибший в Афганистане при выполнении интернационального долга Виктор Осипов и многие другие.

Руководитель Айсина Светлана Александровна